Image
Вверх
Меню

Написание сценария

Сценарий – важнейший из этапов препродакшна, задача которого раскрыть и зафиксировать сообщение, лежащее в основе любой коммуникации, а значит и любого видео. В данной статье мы рассмотрим несколько интересных аспектов сценарного мастерства, а также продемонстрируем примеры разных видов сценариев, используемых нашей студией.

Об интерпретации

У любого видео много авторов, каждый из которых привносит в работу долю индивидуального понимания первоначальной идеи. Такая доля называется «интерпретацией», соответственно, есть интерпретация сценариста, режиссера, продюсера и заказчика. Первоначальная идея – это тоже интерпретация, потому что любое творчество уходит корнями в историю человеческой культуры, черпая оттуда смыслы, конфликты и проч. Как правило, сценарист – не главный интерпретатор. Главный – в зависимости от жанра – режиссер или продюсер. Но зато сценарист – первый интерпретатор, а значит, именно он прокладывает дорогу для всех остальных. Работа сценариста это, кроме всего прочего, умение оставаться в рамках границ интерпретаций, принятых в коллективе.

Базовый сценарий

Специально для этой статьи мы придумали идею рекламного ролика страховой компании N. Запишем ее в виде базового сценария – первичной интерпретации, которую сценарист готовит в качестве общего описания идеи.

Улица небольшого американского городка, застроенная аккуратными домиками. Всюду видны газоны, зеленые изгороди и почтовые ящики. Утро. Рядом с одним из домов останавливается огромный мотоцикл, за рулем которого сидит терминатор. Он глушит мотор, слезает с мотоцикла и идет по дорожке к крыльцу, заросшему диким виноградом. На белой двери — колотушка. Правую руку терминатор держит за спиной. В кулаке зажат большой букет цветов, в которых едва заметно поблескивает дуло обреза. Терминатор трижды стучит в дверь. Затемнение. Титр: «Будущее преподносит сюрпризы. Страховая компания N.»

Что именно в этом тексте является интерпретацией сценариста, а что – просто изложением креативной идеи? Если отбросить все лишнее, то идея ролика строится на следующих посылах:

  • Описание городка, как тихого и мирного местечка противопоставлено агрессивной мощи терминатора. Это – основа конфликта, который возникает для зрителя с первых же секунд просмотра ролика.
  • Интеграция бренда в конфликт за счет комического эффекта.
  • Узнавание мотивов, использовавшихся в фильме «Терминатор» (мотоцикл, обрез в цветах). Это элементы общего культурного кода, показывающего зрителю, что видео говорит с ним на одном языке.
Режиссерский сценарий

Режиссерский сценарий позволяет добавлять дополнительные измерения, делая изложение идеи многослойным. Его главное отличие от базового сценария – в структуре.

Сцена Событие Звук Время (сек.) Ракурс Эмоции
Улица американского городка, газоны, почтовые ящики. Утро. Огромный черный мотоцикл останавливается около дома, заросшего диким виноградом. Внезапно спокойствие городка нарушается низким рокотом мотоцикла. Мотоцикл останавливается у дома, мотор на холостом ходу. 00:00–00:10 Общий план дома с дороги, мотоцикл въезжает справа. Лица водителя не видим, только байкерский прикид. Умиротворение, спокойный, чуть сонный быт.
Дорожка, ведущая к крыльцу с тремя ступеньками и белой дверью. Терминатор неторопливо слезает с мотоцикла и идет по дорожке к дому. У него за спиной – букет цветов. Слышны тяжелые шаги терминатора, но также – гудение мух и стрекотание кузнечиков. 00:10-00:17 Камера движется рядом с героем. Крупно: ноги, давящие траву. Перебивка: затылок терминатора, камера движется сверху вниз, в кадре появляется букет. Появляется ощущение угрозы, нависшей над этим мирным, спокойным городком.
Белая дверь с железной колотушкой. Один цветок в букете отгибается, и мы видим хищно блестящее дуло обреза. Когда в кадре появляется обрез, проскальзывает тревожный металлический звук, одновременно с которым другие звуки замолкают. 00:17-00:23 Терминатор со спины по пояс вместе с рукой, сжимающей букет. Напряжение достигает крещендо
Белая дверь с железной колотушкой. Терминатор поднимает руку и стучит в дверь. Слышен стук в дверь. 00:23-00:28 Крупно: рука. Перебивка: средний план — общий план дома с темной фигурой у двери – общий план улицы.
Затемнение. Появляется титр: «Будущее преподносит сюрпризы. Страховая компания N.» 00:28-00:30

Мы видим, как в сценарии появились новые измерения: ракурсы съемки, время, звук и другие. Режиссер сохранил почти все элементы интерпретации сценариста, но добавил массу деталей, в результате чего текст превратился в техническое задание для съемочной группы. На этой стадии уже можно просчитать детальную стоимость проекта.

Сценарий фильма

Художественное кино выросло из драмы, поэтому в основе киносценариев лежит диалог. Естественно, бывают фильмы, в которых диалогов мало или нет совсем, например, получивший Оскара фильм Мишеля Хазанавичуса «Артист», почти совсем не содержит реплик. Его сценарий занимает всего 42 страницы, а значит, большую часть результата составили интерпретации, сделанные другими авторами и в первую очередь — режиссером. Для того чтобы показать, как выглядит киносценарий на нашем примере, удлиним сцену с терминатором, добавив в нее короткий диалог:

EXT Небольшой американский городок: домики, лужайки, зелень газонов. Утро. К дому подъезжает мотоцикл. Терминатор заглушает мотор, слезает и идет к дому, пряча за спиной букет цветов со спрятанным обрезом. Стучит. Дверь открывает женщина по имени Джейн.
ТЕРМИНАТОР: Здравствуйте. Здесь живет Джон Коннор?
ДЖЕЙН: Добрый день! Здесь, только его сейчас нет… А вы, простите, по какому вопросу?
ТЕРМИНАТОР: Мне необходимо срочно передать ему кое-что. А вы не знаете, где он?
ДЖЕЙН: Он уехал покупать страховку в компанию N.

Описание сцены в этой версии сценария хорошо демонстрирует типичный подход западных сценаристов, оставляющих детали на усмотрение режиссера. Только минимум вводной информации, для которой обычно используется специальная разметка (EXT – съемка вне помещения или INT – съемка внутри помещения), а дальше — все внимание на диалогах.

Информация к размышлению

В западной традиции принято разграничивать сферы ответственности разных интерпретаторов. Каждый пытается заниматься своим делом и не лезть на чужую территорию. Другое дело — российская традиция, которая в этом вопросе очень сильно опирается на литературное наследие. Например, в чеховских пьесах очень много ремарок (а ремарка – это попытка сценариста навязать свою интерпретацию режиссеру), которые многие режиссеры не позволяют себе игнорировать из почтения к мнению классика. В итоге довольно часто возникает эффект, описанный Крыловым в басне «Лебедь, рак и щука»: каждый из интерпретаторов начинает тянуть одеяло на себя, а воз не двигается с места.

Полезные материалы
См. также:
  • Изготовление роликов
  • Заказать видеоролик
  • Раскадровка и аниматик
  • Анализ поставленной задачи
  • Разработка концепции и подбор референсов